Главная - Форум - Обсуждение Фильмов - Пространство для манёвра (1982)

Поиск по форуму

Фильмы: Пространство для манёвра (1982) Подробнее

В конструкторском бюро серьёзные перемены. Старый начальник за выслугой лет покинул свой пост и ушёл на покой. Работники долго гадали, кто же станет новым начальником и уже чуть ли не на спичках выбирали из «своих». Но тут заявляется некий человек, который неожиданно для всех занимает кресло руководителя бюро. Он умный, жёсткий, принципиальный и бескомпромиссный. Но, самое главное, что его выделяет на фоне окружающих, это его беспардонность. Он не боится говорить в глаза правду. Естественно, такое поведение нового начальства не по духу работникам, и они всячески пытаются противостоять натиску руководителя. Однако начальник плевать на то, что он не вписывается в стандарты номенклатуры.

Пространство для манёвра (1982)
Скользящий
Эксперт
+120
-210
202
Возраст:113 Мужской
Сообщений: 534
Лучше быть, чем казаться
Диктатор-демократ-размазня. А как же, приспособленец?

Будет небесам жарко!
Сложат о героях песни.
В спорте надо жить ярко,
Надо побеждать честно!
Замерли вокруг люди,
Светятся экраны теле…
Верьте, что рекорд будет!
Знайте, мы близки к цели!


К явным достоинствам фильма я бы отнёс актёрский состав. Конечно — это не звёзды первой величины, но лица достаточно узнаваемые и ставшие популярными. Со временем. Благодаря этому лента не провисает, смотрится органично. Анатолий Ромашин и Зинаида Шарко, Евгения Уралова и Николай Караченцов, Александра Яковлева и Николай Гринько, Андрей Толубеев и Владимир Ерёмин. Вот такое многообразие. Причина такого «митинга» — сюжет в двух сериях с минимальными образами-характеристиками персон. Их мало показать — их надо одушевить. Придать форму, «причесать». Очеловечить. И плюс к этому — подтанцовка. Многоликая. С репликами и без.

Вниманию зрителя — конструкторское бюро (а проще говоря, языком аллегории, советский социум со "зверьём" разной масти - и тараканы, и клопы, и кролики....). Но. Это всё в подтексте. А так, - Инженерия. Мозг промышленности. Коллектив советской эпохи. Предзакатное время строительства коммунизма. Последний год правления Л. И. Брежнева. Время застоя, как говорят теперь. Некая заторможенность. Общая. В мыслях, делах. И даже в людях.

Итак, заторможенность. В полной развертке мы наблюдаем это в данной картине. А что вообще мы наблюдаем? Производственную драму? Да. Новый начальник отдела, только что назначенный и представленный руководителем, знакомит подчинённых со своими методами работы — больше доверия нижнему звену, разумное делегирование, умеренная свобода. Мерило — личная инициатива и ответственность. Творите. Дерзайте. Вы — боги. Так? Да. Для начала 80-х это определённый прорыв, новизна. Поначалу может показаться, что лента — новаторская, живая. С некой отличительной особенностью от своих «одноразовых» собратьев соцреализма, где «варят» сталь, выкашивают поля. Наверное, это так и есть. И в этом её примечательность. Некая незаурядность личности «босса».

Однако, «второй слой начинки», на мой взгляд, более глубок и более интересен. Не явно, а скрытно, он проступает. Как? В чём это выражается? Правильней будет, для начала, переформулировать вопрос. Так производственная ли это драма? Нет. Никоим образом. Это и не драма вовсе. Жанр совершенно иной. Это ТРАГИФАРС! Вот так вот. ЗЛАЯ САТИРА! Зашифрованная смелость, если хотите. Упрёк-насмешка. Время такое, что иначе и преподнести нельзя. Не пропустят. Изомнут, изрежут. Оплюют ещё до похода к зрителю. В кабинетах художественного совета. Вновь та самая изнанка политического вывиха. Да, да застой. Пик явления. И для фильма нужны очки с ОПРЕДЕЛЁННОЙ ДИОПТРИЕЙ. Или микроскоп. Тогда явления станут явными. Перестанут ускользать. И их можно будет рассмотреть. Во всей красе.

Застой. Отсутствие движения. Гнилостное болото. Всё это здесь. В этом мирке. И все наши горе-герои дети своего времени. Они несут отпечаток на себе. Олицетворяют чумные коридоры. Помилуйте, какие это к чертям собачьим конструкторы, воскликнул бы представитель социометрии, погружённый в эту среду и наблюдающий происходящие в ней процессы. И был бы совершенно прав. Чем они заняты на работе? Работой? Не смешите меня. Автор живописует данное общество широкими мазками, без приглаживания и без проборов. Дамы — сплетничают. Мужчины — спорт, кроссворды, учёт потери полезного времени. Трёп, трёп, трёп. Шарашка бездельников. О чём можно говорить, если ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР, одёргивая «стукача», замечает ему, — позвольте, наконец, мне самому заниматься моей работой, — и добавляет, — администрированием. ВО КАК!

Есть ли искренняя увлечённость работой хоть у одного из этих «типов»? Пожалуй, у одного, действительно есть — кажется, Лаврецкий. Тот, что «двигает» всю эту «свору» — кандидатов, докторов своей светлой головой. И чьи идеи, все они присваивают, а разработки приписывают себе, ему отдавая должное как светочу их дела.

История с мигающей, не загорающейся лампочкой, неправильно подсоединёнными проводами-кабелями выглядит как издевательство над инженерией, а ответственный за это персонаж Н. Караченцов, своим образом, отношением, багажом знаний, лишь усугубляет впечатление. Такова впрочем, характеристика и на его приятеля по КБ, персонаж В. Ерёмина — история с письмом.

Весьма колоритны представительницы прекрасного пола. Блистает Зинаида Шарко. А роль у неё крошечная — поражая собеседника откровениями его подруги. Происходящее в его спальне, оказывается, — достояние отдела. И широко обсуждается. И удивлённая оторопь в мужских глазах. И раскрытый рот выброшенной на берег рыбы — кислорода, кислорода… Мне плохо.

Вторит занозистостью Евгения Уралова — как питон заглотившая, предварительно удушив своими кольцами привлекательной обёртки внешности, двух птенцов-начальников, по всей видимости, людей, совершенно не искушённых в «подковёрной» борьбе — доносы, сигналы руководству, кляузы и поклёп. Мила. Мила. И хороша внешне. Но берегись, каждый сюда входящий. Готовит «сани для отъезда» третьему боссу. Смазывает их для скорости. Готовит его под откос.

А Александра Яковлева? Что ж, здесь типаж известный, — «женись на мне солдатик».

Из мужчин нельзя не отметить Николая Гринько. Наверное, как какая-то дополнительная шарада — это два голоса, которыми он говорит. Актёр частично переозвучен. В тех местах, где он боек до чрезвычайности — ни он. А где покоен — оставлен как есть. Самим собой. Это первое. А второе, самое-самое это его потуги на профессиональной почве. Ни кульмана тебе, ни ватмана. Фиксация происходящего. Окружение — на карандаш (чекист в отделе. Дозорный в миссии стукачества). Кто и что творит. Едва ли не по минутам. Ухохочимся.

А в заключении о персонаже Анатолия Ромашина. Так кто он такой? Радикал? Прогрессивное начало? Мыслитель? Нет, нет, нет. Да, он, скорее всего способный инженер. Этим и выбился «в люди». Но он просто ПРИСПОСОБЛЕНЕЦ. Персонажа Н. Гринько, в его далёкой от истинной стези отдела «работе», он даже защищает. А почему? Понимает — перед ним ставленник «верхов». И с ним надо жить миром. Где же Ваши принципы, милейший? Куда они делись? Их нет. И не было никогда. А защита диссертации? Впервые решил «побуянить», а потом «голову в песок». Испуг. Спрятался «в домик» — свой мирок. А девочки, обманом ушедшие с работы в кино? Выговор? Поставил на вид? «Отшлёпал»? Ну, что Вы. Как можно? Единственная твёрдость — ПОСТАВИЛ НА МЕСТО зарвавшуюся «мегеру», заставил её бежать к покровителю с жалобой-челобитной. Вот здесь, БРАВО. Преуспел. Снимаю перед Вами шляпу.

Дерзкий путь наверх сложен,
Лидерам сегодня трудно…
Знаем: победить сможем,
Если совершим чудо!
Судьи будут к нам строги,
Но, в конце концов, поверьте,
Скажут нам, что мы — боги,
Скажут: «Молодцы-черти!»


Необычное, недооцененное, забытое кино. Почти забытое.

Приятного просмотра всем.
дядя женя
Мастер
+1115
-905
277
Возраст:53 Мужской
Сообщений: 4897
Просмотрел с интересом и вниманием. Перед нами разворачивается производственная драма, грамотно поданная по-настоящему профессиональными кинодеятелями. Даже меня, бесконечно далёкого от технических подробностей всяких там "автоматических реле", увлекло "дознание" о неправильно поставленных проводкАх. Добавим сюда ещё вкусно раскрытую тему взаимоотношений между сотрудниками КБ, что добавляет живости проходящим пред глазами эпизодам. Хорошее - умное и качественное кино о реальных проблемах ИТР-ов.
8 баллов.
- Паниковского бьют! - закричал Балаганов.
- Уже? -- деловито спросил Бендер. -- Что-то очень быстро.
- Паниковского бьют! -- с отчаянием повторил рыжий Шура.
- Давно бьют?
- Минут пять.
- Так бы сразу и сказали. Вот вздорный старик!
vitkovalev
БронзовыйРецензент
+1408
-607
11 211
Возраст:52 Мужской
Сообщений: 8327
Не каждый гол - победа!
Фильм настоящий гимн антименеджеризму. Сейчас вся бюджетная сфера стонет под ярмом гиперконтроля и количественных показателей. Невыносимо стонет. Страдает реальное дело, да можно сказать уже практически ничего не делается. Все навострились составлять правильные отчеты. Нам бы сейчас такого министра образования, как герой Ромашина. Вся эта пена дутых показателей сразу бы осела, и каждый понял, что мы находимся в луже.
Кино отличное, и очень актуальное, несмотря на дату создания!
Алекс Юстасу
НовичокРецензент
+3
-0
8 1
Возраст:48 Мужской
Сообщений: 22
А в общем надо просто помнить долг от первого мгновенья до..
Однозначно заслуживает внимания! Автор поднимает очень важную и всегда актуальную тему: как, чем или кем создать в коллективе творческую атмосферу. Казалось бы, работа инженера далека от творчества. Сам занимаю такую должность и знаю, что даже большинство степенных учёных не являются творцами. Принято относить к творческим другие профессии (художник, композитор, режиссёр, писатель). Но это лишь принятый в обществе шаблон. Как я теперь уже понимаю, творить может и должен каждый, не зависимо от профессии и возраста. Кстати, детям это свойственно от природы. А наше воспитание и образование убивает эту способность и надобность на корню. И, когда в коллективе появляется в роли руководителя творец, это большая удача и счастье для всех. А в этой истории показан ещё и Человек мудрый и нравственный. Вообще приоткрытая автором тема малоизученная и скрытая в современном обществе. В нашей механистической индустриальной цивилизации принято считать, что человек - винтик в общем механизме. И эффективность его работы зависит исключительно от чёткости его запрограммированных, доведенных до автоматизма, действий. А приходит Человек, который видит в каждом из своих подчинённых сотрудников тоже Человека. И показывает каждому, что он личность, ответственная за себя и за общество, которое она формирует. Когда человек сам берёт на себя за что-то ответственность, он перестаёт быть рабом и становится хозяином своей жизни, её творцом.
В фильме интересно показана эта внутренняя работа личности. Интересны диалоги между начальником и подчинённым вначале и в конце.
Единственное, что не понравилось, - это способ показа монотонности и обыденности бытия главного героя - метод повтора одинаковых кадров. Когда это один повтор, согласен. Но множественность повторов...?
Интересно подобрана музыка, выражающая таинственность недосказанного. А недосказано многое. Есть над чем поразмышлять.
mizanTrop
Мастер
+93
-96
1 73
Возраст:51 Мужской
Сообщений: 1074
Фильм хороший, но винтажный, современному офисному "планктону" будет не интересен. Однозначно понравиться тому кто общался в конторах и КБ что называется "face to face", а не через экран монитора, кто застал домашние застолья, а не тусовки в кафе и барах, кто опаздывал на работу не догнав переполненный автобус, а не сидя в "пробках" в своих авто. Кому понравился порекомендую ещё "Факты минувшего дня".
Cейчас на форуме: нет зарегистрированных пользователей
Максимум за сегодня: . Больше всего посетителей () здесь было